- Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов
- Основы государства
- Статья 14.2. порядок применения оружия, специальных средств и физической силы
- Применение оружия и специальных средств сотрудниками фсб рф
- Правила применения оружия в Украине | Юридическая самооборона
- Применение оружия с предупреждением
- Применение оружия без предупреждения
- Как вести себя в случае общения с вооруженным сотрудником полиции
- Применение оружия при самообороне
- В каких случаях можно считать, что меры самообороны были превышены
- Охрана обьекта пограничных органов применение оружия
- Применение специальных средств
- Действующая редакция статья 35. применение оружия и боевой техники
- Применение оружия без предупреждения в пограничном
Правовые основы и случаи применения оружия военнослужащими пограничных органов
Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (далее по тексту – Порядок применения оружия)[6]. Одна из причин, по которой государство меняет правила, достаточно банальна.
«За два десятилетия, последовавшие за развалом Советского Союза, на российско-казахстанской границе успели сформироваться устойчивые преступные группировки, которые наживаются на контрабанде. Только в Омской области таких групп около десятка. Они объединяют несколько сотен криминальных элементов.
Возить наркотики и импортные товары через границу оказалось весьма доходным предприятием. Для иллюстрации – водка в Казахстане почти в четыре раза дешевле. Навар получается солидный.
Ради такого куша контрабандисты готовы на все, даже лезть под пули сотрудников правоохранительных органов и пограничников. И с каждым годом они действуют все более дерзко и нагло»[7].
Основы государства
Российской Федерации или пресечения вооруженных провокаций на государственной границе; д) прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя (судна-нарушителя) и (или) недопущению наступления иных тяжелых последствий (попадание пуль (снарядов, ракет) в третьих (посторонних) лиц, другие суда и летательные аппараты); е) обеспечить предоставление медицинской помощи раненым; ж) незамедлительно докладывать непосредственным командирам (начальникам) о каждом случае и обстоятельствах применения оружия и боевой техники и действиях нарушителя (судна-нарушителя); з) соблюдать требования о мерах безопасности, предусмотренные инструкциями (руководствами, наставлениями и уставами), при применении соответствующих видов оружия и боевой техники. 10.
Статья 14.2. порядок применения оружия, специальных средств и физической силы
Государственной границы; несчастный случай; пол и возраст нападающих и др. Для сотрудников Федеральной службы безопасности также важное значение имеют такие условия применения оружия, прописанные в Уголовном Кодексе РФ, как обстоятельства, вызывающие состояние необходимой обороны и крайней необходимости.
В большинстве законодательных актов для обозначения правил, которые необходимо соблюсти до, и после применения оружия используется термин «порядок».
Для сотрудников Пограничной службы Федеральной службы безопасности, в частности, такой порядок установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20.
Применение оружия и специальных средств сотрудниками фсб рф
Федеральным законом от 30.12.
2015 N 468-ФЗ) Военнослужащие органов федеральной службы безопасности перед применением оружия, специальных средств и физической силы обязаны предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, специальных средств и физической силы, о том, что они являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности, о своем намерении, предоставив им при этом возможность и время для выполнения законных требований военнослужащих органов федеральной службы безопасности. В случае применения оружия, специальных средств и физической силы в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из военнослужащих органов федеральной службы безопасности, входящих в подразделение (группу). N 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 273); постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.
4541). Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации 1.
Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия (стрелковое, артиллерийское, стрелково-пушечное, ракетное) и боевой техники (корабли, катера, патрульные суда (далее — пограничные корабли), вертолеты и самолеты (далее — летательные аппараты) при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее — государственная граница) в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее природных ресурсов, охраны континентального шельфа Российской Федерации и его природных ресурсов, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. 2.
Выбор конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и правильное управление ими осуществляются: а) в составе пограничного наряда, осмотровой группы, патруля, расчета или подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, а также в местах дислокации либо в иных местах расположения (расквартирования) подразделений пограничных органов — соответствующими командирами (начальниками) или старшими, а также самостоятельно сотрудниками; б) в составе экипажа пограничного корабля (летательного аппарата) — командиром пограничного корабля (летательного аппарата), который несет личную ответственность за применение штатного вооружения. 11. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать предупреждение, за исключением случаев их применения без предупреждения.Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает: а) в составе пограничного наряда — старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки; б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) -командир пограничного корабля (летательного аппарата); в) на патрульном судне — командир осмотровой группы; г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, — старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки. 14.
Внимание Их знание является частью общей компетенции военнослужащего, а соблюдение – гарантией обеспечения безопасности общества и государства, и одновременно соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При отсутствии других средств применение оружия при охране государственной границы это вынужденная мера, используемая для защиты личности, общества и государства. Остается надеяться, что технический прогресс в ближайшее время обеспечит возможность противодействовать правонарушителям более гуманными, сохраняющими их жизнь и здоровье, средствами, конечно, если это не агрессия.Библиографический список:
- Милюков С.Ф., Побегайло Э.Ф.
Актуальные проблемы применения оружия сотрудниками правоохранительных органов // «Законы России: опыт, анализ, практика». 2006. № 5.
В целях реализации положений Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 года № 20, издан приказ Директора Пограничной Службы Федеральной службы безопасности РФ «Об объявлении постановления Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации» и утверждении правил производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите Государственной границы Российской Федерации». Данные правила определяют, что «сотрудники (военнослужащие) … имеют право производить предупредительные выстрелы и применять оружие.
Ко второй категории закон относит пассажиров воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, в ответ на применение ими силы или когда прекращение нарушения и задержание не может быть осуществлено иными средствами. К третьей категории закон причисляет лиц, которые незаконно пересекли государственную границу, если это происходит явно случайно (заблудились), в связи с несчастным случаем, или воздействием неодолимых сил природы. Четвертый – по размеру причиняемого вреда. Упомянутое выше Постановление Правительства №80 от 2 марта 2010 года в подпункте «д» пункта 8 требует «прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя».
Подводя итоги анализа правил применения оружия заметим, что российским законодательством предусмотрены меры контроля для обеспечения законности.
Источник: http://advocatus54.ru/pravovye-osnovy-i-sluchai-primeneniya-oruzhiya-voennosluzhashhimi-pogranichnyh-organov/
Правила применения оружия в Украине | Юридическая самооборона
Сотрудники полиции в Украине обязаны уважать и не нарушать права граждан Украины, что прямо предусмотрено статьей 18 закона о полиции Украины (Закон Украины «О Национальной полиции»).
Поскольку полицейские наделены не только обязанностями, но также и широкими полномочиями, в том числе в сфере применения спецсредств и огнестрельного оружия, закон устанавливает порядок и случаи, в которых сотрудники правоохранительных органов могут пустить такие средства в ход.
Статья о применении оружия полицией (статья 46 Закона Украины «О Национальной полиции») гласит о том, что применять такую исключительную меру, как огнестрельное оружие, сотрудник полиции может только в случаях предусмотренных законом. Такие случаи можно разделить на 2 категории: с предупреждением и без предупреждения.
Применение оружия с предупреждением
Применение оружия сотрудниками полиции статья 46 закона разрешает с предварительным предупреждением в следующих случаях:
- для защиты от нападения на полицейского, членов его семьи, других лиц, в случае угрозы их жизни или здоровью;
- для освобождения заложников;
- для защиты от нападения объектов (помещений), которые находятся под охраной, или для освобождения таких объектов в случае их захвата;
- для задержания человека, которого застали во время совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, если он пытается убежать;
- для задержания человека, если он оказывает вооруженное сопротивление, угрожает применением оружия и других предметов, которые угрожают жизни и здоровью людей и/или полицейского;
- для задержания человека, который пытается убежать из-под стражи;
- для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского.
Также полицейским разрешено применять оружие для подачи сигнала тревоги, вызова вспомогательных сил, для обезвреживания животного, которое угрожает жизни или здоровью полицейского и других лиц.
Применение оружия без предупреждения
Сотрудник полиции может воспользоваться огнестрельным оружием без предупреждения в следующих случаях:
- при задержании вооруженного человека, если задерживаемый пытается приблизиться или завладеть оружием полицейского;
- в случае вооруженного нападения или вооруженного сопротивления полицейскому;
- в случае внезапного нападения на полицейского с применением боевой техники, транспортных средств или других средств, которые угрожают жизни или здоровью людей;
- если лицо, задержанное или арестованное за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления, убегает с применением транспортного средства.
Закон содержит оговорку о том, что полицейский должен применять оружие только в той мере, в которой это позволит предотвратить или прекратить вооруженное нападение.
Потому стрелять на поражение полицейский не имеет права!
В феврале 2016 года приказом Министерства юстиции Украины от 01.02.2016 № 70 была утверждена инструкция для сотрудников полиции о мерах безопасности при обращении с оружием. Большая часть этой инструкции регулирует то, как полицейские принимают и сдают оружие после выполнения служебного задания, как проводятся учебные стрельбы и так далее.
Инструкция содержит ряд уточняющих запретов и обязанностей, которые отсутствуют в законе о полиции.
- извлекать оружие (боеприпасы) из кобуры без необходимости;
- держать палец на спусковом курке без необходимости;
- снимать предохранитель из положения «предохранения» во всех случаях, не связанных со стрельбой;
- безосновательно направлять ствол в сторону людей, транспорта, домов. При необходимости оружие направляется в поверхность, которая может принять пулю, например: в землю, ствол дерева или вверх под углом 45-60 градусов;
- оставлять оружие без присмотра;
- передавать оружие другим лицам;
- пользоваться без необходимости чужим оружием или оружием, которым полицейский не умеет пользоваться;
- только в случаях крайней необходимости или для защиты от нападения полиции разрешено применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, а также в огнеопасных и взрывоопасных местах.
Привести в готовность оружие полицейский может при наличии у него подозрения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также проверки документов у лиц, относительно которых возникли такие подозрения.
После каждого случая применения огнестрельного оружия, полицейский обязан сообщить об этом факте своему руководителю. А в случае активного применения оружия (в законе именно так и написано) об этом сообщается в центральный орган управления полицией и прокурору.
Минимальное количество выстрелов, которое даёт возможность различить активное применения оружия от не активного, законом не установлено.
Как вести себя в случае общения с вооруженным сотрудником полиции
После предупреждения полицейский может стрелять в убегающего, если тот подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Вряд ли вы сами сможете определить, какое преступление вам приписывает сотрудник полиции, если приписывает вообще. Но сам вид убегающего может спровоцировать на применение оружия.
- Нельзя двигаться в сторону полицейского, особенно если полицейский уже извлёк оружие.
Как вы помните для того, чтобы применение было оправданным вам должны объявить о задержании и только в случае неповиновения разрешено стрелять без предупреждения. Выяснять, то задерживают ли вас, и на каких основаниях лучше стоя на месте.
- Нельзя делать резкие движения, лезть в карманы и прочее.
Лучше держать руки на виду, чтобы ваши действия не расценили, как попытку достать оружие или спрятать доказательства.
- Следует соблюдать вежливый тон, воздерживаться от ругательств и угроз, не жестикулировать.
Даже если вы сто раз правы, ваша жизнь гораздо дороже немедленного выяснения того, кто прав в данной ситуации.
Применение оружия при самообороне
Вопросу применения оружия при самообороне стоит посвятить целую статью. Однако остановимся пока лишь на нескольких ключевых моментах.
Правила применения оружия в Украине, в том числе порядок получения разрешений на изготовление, покупку, хранение, ношение разных видов оружия (огнестрельного, холодного, пневматического), боеприпасов и взрывных веществ урегулированы специальной Инструкцией, которая утверждена Приказом МВД от 21.08.98 № 622 с изменениями состоянием на 2018 год.
Согласно с инструкцией, функции разрешительной системы в сфере оружия возлагаются на органы полиции, которые обязаны выдавать и аннулировать разрешения и следить за их наличием у граждан Украины.
Если у вас есть разрешение на ношение оружия, то имеете право применять его, не превышая мер самообороны. В противном случае вы рискуете быть привлеченным к уголовной ответственности по статьям за превышение мер самообороны (убийство или тяжкие телесные повреждения).
В каких случаях можно считать, что меры самообороны были превышены
Хотя это понятие является субъективно-оценочным, Уголовный кодекс Украины указывает на то, что меры и средства, примененные потерпевшим, должны соответствовать характеру и степени угрозы от нападающего. То есть применение оружия против безоружного человека может быть расценено как превышение мер самообороны, если не вдаваться в детали.
Однако есть случаи, в которых применение оружия при самообороне считается полностью оправданным с точки зрения уголовного законодательства. К таким случаям закон относит:
- нападение вооруженного лица;
- нападение группы лиц (то есть больше 2-х);
- попытка незаконного насильственного вторжения в ваше жилье.
В указанных случаях применение оружия не должно повлечь за собой негативных последствий для вас как стороны, которая защищалась, вне зависимости от степени вреда, причиненного нападающим.
- Сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие только в определённых законом случаях. Общее правило – применение оружия должно следовать после предупреждения, но есть также и исключения из этого правила.
- Для сотрудников полиции установлен ряд запретов при обращении с оружием, направленных на предотвращение неоправданного нанесения вреда полицейским.
- Ношение, хранение, изготовление оружия в Украине требует получения разрешения от органов полиции. Применение оружия при защите от нападения не должно превышать мер необходимой самообороны, однако в ряде случаев меры самообороны не будут считаться превышенными, вне зависимости от степени вреда, причиненного нападающему.
Понравился материал? Будем благодарны за репост в соцсетях!
Источник: https://ursambo.com/yuridicheskaya-samooborona-ot-politsii/primenenie-ognestrelnogo-oruzhiya-politsiej.html
Охрана обьекта пограничных органов применение оружия
Полномочия по применению и использованию оружия и боевой техники в защите и охране Государственной границы содержатся в законе Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и постановлении Правительства Российской Федерации от 3 января 1998 года № 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ», принятом во исполнении закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и регламентируют случаи, условия и порядок применения оружия в защите Государственной границы Российской Федерации. Обобщая особенности нормативного регулирования применения оружия и боевой техники, в законодательстве Российской Федерации, под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным.
При этом военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны стремиться к минимизации любого ущерба.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, специальных средств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок.
О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности оружия, специальных средств или физической силы в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор.
Применение специальных средств
При применении специальных средств, физической силы и служебных собак, военнослужащие обязаны: – предупреждать о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований пограничников, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств, физической силы и служебных собак создают непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и пограничников, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным; – стремиться, чтобы любой ущерб, применяемый при этом был минимальный; – обеспечить лицам, получившим телесные повреждения предоставление до врачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников (ст.
Действующая редакция статья 35. применение оружия и боевой техники
Усматривается три категории таких субъектов: лица с меньшими физическими возможностями (женщины, несовершеннолетние) пассажиры воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств лица, которые пересекли Государственную границу случайно или в результате несчастного случая. Четвертый предел — по размеру причиняемого вреда. Законодатель призывает сотрудников Федеральной службы безопасности стремиться, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.
Применение оружия без предупреждения в пограничном
Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.Военнослужащие других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к охране Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.
76 ВУПВ ч-3).
Запрещается применять оружие и боевую технику: – в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления, либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; – в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы РФ, если это происходит явно случайноил в связи с несчастным случаем под воздействием неодолимых сил природы (ст.