Практика применения п 5 ст 34 44 фз

Содержание

Практика применения п 5 ст 34 44 фз

Практика применения п 5 ст 34 44 фз

При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства. 25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию. 26.

Важно С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 7 статьи 34 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 7.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
8.

П.5 ст.34 44-фз императивная?

См. текст в будущей редакции. 14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 26 статьи 95 настоящего Федерального закона. 15.

При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту.

В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок. (в ред.

An error occurred

Какие проблемы могут возникнуть у казенного учреждения, в случае если казенному учреждению необходимо провести текущий ремонт здания с начальной ценой контракта на сумму 10000000 рублей. Согласно ст.

93 Закона № 44-ФЗ, казенное учреждение не может осуществить закупку у единственного подрядчика, так как цена контракта превышает предел, установленный указанной статьей, по который казенное учреждение могло бы заключить контракт напрямую с подрядчиком. Ему согласно ст.

24 Закона № 44-ФЗ необходимо использовать конкурентный способ определения подрядчика. Согласно ст.

59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г.

Внимание По итогам аукциона, контракт на выполнение подрядных работ заключен с физическим лицом на сумму 10000000 рублей. Указанная сумма является вознаграждением физического лица, при выплате которого, согласно ч.13 ст.34 Закона № 44-ФЗ казенным учреждением удерживается сумма налоговых платежей, подлежащая уплате в связи с оплатой контракта.
Кроме того, указанное вознаграждение входит в базу для начисления страховых выплат. Согласно ч. 1 ст. 8. Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ. [11] Согласно ч. 1 ст. 7.

Госзакупки. практика судов (карташков п.)

Естественно Заказчику это не понравилось и теперь он пытается снизить любыми способами неустойку и принес в суд контррасчет, где указал, что мы неправильно насчитали неустойку и не применили ст.34.Вот причем тут п.5 ст.

34??? У нас же контракт заключен на другом условии, тем более Заказчик сам составлял аукционную документацию и мы ничего не меняли и подписали на условиях Заказчика.

Да, и еще, Зак в возражениях указал: «Истец по встречному иску ошибочно использует именно это значение, ссылаясь в том числе на положения договора, не учитывая, что договорная норма, противоречащая императивной норме закона является ничтожной в соответствии со п.2 ст.168 ГК РФ:«2.

Статья 34 федерального закона № 44-фз

Арбитражный суд Пензенской области не принял во внимание доводы истца и отказал ему в исковых требованиях.При этом и Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, и Арбитражный суд ПО приняли во внимание доводы истца, а именно им обращалось внимание на п. 5.1.

2 проекта государственного контракта, согласно которому «Заказчик вправе инициировать расторжение Контракта в установленном действующим законодательством порядке в случае неисполнения или некачественного исполнения существенных условий Контракта, предупредив Исполнителя не менее чем за 10 дней» (размещен на официальном сайте, номер извещения 0155200002213003405).Как сказано в Постановлениях вышеуказанных судов, «из обстоятельств дела следует, что ответчик отказался от исполнения контракта в связи с нарушением истцом существенных условий контракта, а именно оказанием услуг ненадлежащего качества.

Статья 34. контракт

При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.
19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 22.

Источник: http://law-uradres.ru/praktika-primeneniya-p-5-st-34-44-fz/

34 статья 44 ФЗ: описание, изменения, текст

Практика применения п 5 ст 34 44 фз

Закупки товаров, услуг и работ на государственном и муниципальном уровне осуществляются только по правилам Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В статьях настоящего закона содержится вся необходимая информация для осуществления подобной торговли.

Последние изменения ст 34 ФЗ 44

Статья 34 настоящего Федерального Закона предусматривает положения, касающиеся заключения контракта по государственным закупкам. Основные положения данной статьи гласят:

  • подобный вид договора заключается при условиях, указанных в извещении, по которому осуществляется закупка, документация о закупке и так далее;
  • при подписании договора указывается цена. По закону, цена должна быть твердой и определяться на период исполнения условий контракта;
  • ценовая политика при государственных закупках может определяться согласно положениям Федерального Закона №275 «О государственном оборонном заказе»;
  • в заключаемом контракте указывается ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • если один из участников сделки не выполняет своих обязательств, то вторая сторона вправе требовать возмещения ущерба в виде штрафов, пени или неустоек;
  • пеня рассчитывается при возникновении просрочки выплат или за просрочку предоставления товара (работ, услуг), начисляется за каждый день несоблюдения обязательств;
  • штраф возлагается на нарушителя за несоблюдение правил исполнения условий контракта;
  • нарушитель условий договора вправе не платить пени и штрафы, если докажет, что возникшие обстоятельства, помешавшие выполнить условия контракта, это следствие непреодолимой силы или по вине второго участника сделки;
  • заказчик вправе заключать контракты с несколькими участниками, но об этом обязательно следует указать в заказе;
  • в контракте необходимо указать график исполнения договора, при условии, что заказ оформлен более чем на 3 года и цена составляет больше 100 млн. руб.;
  • по желанию сторон в договоре можно описать пункт об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, при этом необходимо ссылать на положения ст 95.

Условий для исполнения контракта множество, все они описаны в 34 статье настоящего закона №44. В связи с изменением экономической ситуации в стране, статьи данного закона были изменены. Она претерпела внесение нескольких дополнений и поправок с 2012 года по 2017. В 2017 году, статья 34 дважды претерпела внесение изменений — в январе и в мае.

В январе депутаты Государственной Думы внесли изменения в 34 статью настоящего закона, признав пункт 6.1 утратившим силу. Решение было принято в соответствии с ФЗ №390.

В мае 2017 было принято решение о внесении дополнения в настоящую статью в виде пункта 13.1. Положения настоящего пункта гласят о том, что заказчик обязан оплатить поставленный товар (работу, услугу) в течении 30 дней с момента его приемки.

Последняя редакция законодательного акта приходится на 7 июня 2017 года. В ней претерпели изменения статьи 93 и 94.

Заключение контракта осуществляется после проведения торгов. Согласно Федеральному Закону №44, торги по госзакупкам проводятся путем:

  • конкурсов (глава 2);
  • аукционов (глава 2);
  • запроса котировок (глава 3);
  • запроса предложений (глава 4);
  • проведения закрытого способа определения поставщика, подрядчика или исполнителя (глава 5);
  • заключения сделки с одним участником (глава 6).

Заключение контракта с одним участником сделки осуществляется на основании статьи 93 настоящего закона. Заключается контракт с одним поставщиком, подрядчиком или исполнителем в следующих ситуациях:

  • когда закупка относится к области деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным Законом №147;
  • когда существует соответствующий приказ Президента России;
  • когда сумма контракта менее 100 000 руб., при условии, что годовой объем госзакупок не составит больше 2 млн. руб.;
  • когда госзакупки проводятся с целью сохранения объектов культурного наследия;
  • при возникновении иных ситуаций, описанных в настоящей статье.

Ознакомьтесь  ФЗ 238 «О независимой оценке квалификации»

Иногда, наряду с госзаказами у единственных поставщиков, есть потребность в заключении сделки с несколькими участниками. Согласно статье 34, заключение контракта с несколькими участниками по 44 ФЗ допускается в случаях:

  • поставки технических средств реабилитации инвалидов;
  • создания произведений литературы (искусства);
  • осуществление научно-исследовательских работ;
  • предоставления услуг в области образования;
  • предоставление услуг по лечению и оздоровлению в санаториях;
  • предоставление услуг по оздоровлению детей.

При вышеуказанных ситуациях, заказчик обязан указывать в документации о госзакупке право на заключение сделки с несколькими участниками.

Признание контракта недействительным

По 44 закону России, для признания контракта по государственным закупкам недействительным необходимы основания. В качестве оснований могут быть:

  • сделка признана мнимой;
  • сделка признана притворной;
  • один из участников сделки был отстранен от торгов без веских причин;
  • при проведении торгов безосновательно не была принята наиболее выгодная цена;
  • продажа осуществилась ранее указанного срока в извещении;
  • были допущены нарушения правил при проведении торгов;
  • контракт заключен под влиянием угрозы;
  • заключение контракта проводилось при влиянии обмана;
  • участник контракта был введен в заблуждение.

Согласно положениям 34 статьи Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», недействительность сделки может быть признана только в судебном порядке. По закону, обратиться с подобной просьбой в суд, вправе лица:

  • участники торгов (заказчик или исполнитель);
  • контрольный орган в области госзакупок.

По закону, обращение в судебную инстанцию с исковым заявлением возможно в течении года со дня проведения торгов. На основании всех принятых доказательств, суд выносит решение о признании сделки недействительной или наоборот.

Скачать текст статьи 34 ФЗ 44

Согласно закону, для заключения контракта по государственным и муниципальным закупкам, необходимо правильно оформить документацию об электронном аукционе. По закону, обязательным критерием является указание требований и составу заявки на участие в торгах. Важно соблюдать сроки подачи заявок:

  • срок начала подачи документации;
  • срок окончания подачи заявок;
  • период рассмотрения.

Чтобы принять участие в аукционе по государственным и муниципальным заказам, нужно знать положения Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который содержит все условия, касающиеся процедуры госзакупок. Скачать последнюю редакцию настоящего закона можно по ссылке.

Источник: https://210fz.ru/34-statya-44-fz/

Практика применения g 5 ст 34 44 ap

По действующему законодательству проблема уплаты страховых взносов, при заключении казенным учреждением с физическим лицом контрактов по итогам конкурентных способов определения подрядчиков, исполнителей, остается неразрешенным.

Без внесения изменений в законодательстве, в настоящий момент, теоретически данную проблему можно разрешить, однако, на практике этого не происходит, так как, в этом случае соответствующий бюджет будет нести большую финансовую нагрузку, которую в период кризиса позволит себе государство не может.

Вместе с тем, предлагается разрешить указанную проблему путем внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 г.

2.

В этом случае казенное учреждение фактически перечислит физическому лицу исполнившему контракт 8700000 рублей (10000000-13 %), а 1300000 рублей перечисляет в соответствующий бюджет как налог на доходы физических лиц.

Кроме того, из дополнительно выделенных средств в размере 2710000 рублей (10000000-27,1 %) казанное учреждение перечисляет в ПФР и ФОМС.

Однако, если вместе с основными средствами казенному учреждению выделено для уплаты страховых взносов дополнительно 2710000 рублей, а контракт по итогам аукциона не заключен с физическим лицом, указанные средства остаются не израсходованными, так как, эти средства являются целевыми, направленными на уплату страховых взносов, и, соответственно, израсходовать их на другие средства будет нарушением законодательства, которое повлечет за собой привлечение виновного лица к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 285.1.
В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. 13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Источник: http://yuridicheskaya-praktika.ru/praktika-primeneniya-p-5-st-34-44-fz/

Заключение контракта согласно 34 статье 44 ФЗ

Практика применения п 5 ст 34 44 фз

Федеральный закон № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусматривает порядок осуществления государственных закупок и особенности оформления соглашений данных сделок с целью удовлетворения нужд государства и муниципалитетов.

Последние поправки, внесенные в ст 34 ФЗ 44

Статья 34 ФЗ-44 предусматривает порядок оформления контрактов на осуществление государственных закупок, а также особенности их заключения и выполнения участниками сделки.

Текущая статья устанавливает следующие основные условия:

  • Заключение контракта осуществляется на основе требований, которые предусматриваются извещением о закупке, документами об определении поставщика, закупочной документацией, заявкой участника и предложением заказчика.
  • Цена договора является твёрдой и не изменяется на протяжении его действия, за исключением случаев, когда стоимость определяется относительно и рассчитывается предусмотренной формулой. Также цена контракта может устанавливаться Федеральным законом “О государственном оборонном заказе”.
  • В случае неисполнения условий соглашения заказчиком, поставщик имеет право востребовать у него компенсацию в виде неустойки.
  • Если поставщик нарушает свои обязательства, предусмотренные контрактом или выполняет их ненадлежащим образом, заказчик имеет право требовать уплаты неустойки.
  • Размер штрафов, пеней или неустоек устанавливается контрактом как устойчивая сумма, которая начисляется за каждый день просрочки обязательств одной из сторон. Размер исходного штрафа определяется Правительством российской Федерации, но он не может превышать размера одной трёхсотой ставки рефинансирования Центробанка России от общей цены сделки.
  • Сторона, нарушившая свои обязательства, может быть освобождена от начисления неустойки, если докажет, что невыполнение условий соглашения произошло в силу непреодолимых обстоятельств.
  • Типовые контракты и типовые условия контрактов разрабатываются Правительством Российской Федерации, а также государственные корпорации “Росатом” и “Роскосмос” осуществляют регулирование в соответствующих им сферах.
  • В контракте может быть указано условие об одностороннем расторжении в соответствии с условиями статьи 95 настоящего закона.
  • Правительство РФ устанавливает случаи, при которых допускается заключение соглашений о постройке или доставке объектом с последующим их обслуживанием вплоть до утилизации. Подробные заказы называются контрактами жизненного цикла.
  • Суд может признать сделку недействительной, если контролирующий орган обнаружит личную заинтересованность руководителя заказчика, одного из членов комиссии или представителей одной из сторон.
  • Дополнительным условием в контракт необходимо включать информацию о банковском сопровождении соглашения и о сроках возвращения денежных средств, выступающих в качестве гарантии.

ФЗ о банках и банковской деятельности. Подробности тут:

Статья 94 ФЗ 44 подробнее по ссылке:

В ходе последней редакции статьи 34, состоявшейся 31.12.2017 был произведён ряд изменений, однако они вступят в силу лишь 1 июля 2018 года. Во время поправки были сделаны следующие изменения:

  • Часть 13 ст. 34, предусматривающая перечень обязательной информации, которую необходимо включить в контракт, была разбита на два пункта и переписана. В новой редакции устанавливаются следующие требования:
    • в контракт включаются обязательные требования:
      • о сроках и способах оплаты товаров, работ и услуг, а также сроки и способы их доставки и выполнения, включая меры контроля за качеством;
      • об уменьшении стоимости налогов поставщика, если он является физическим или юридическим лицом, включая индивидуальных предпринимателей.
  • Добавлена часть 29, которая определяет право Правительства Российской Федерации устанавливать минимальный срок исполнения поставщиком контракта, а также особые требования к составлению лотов при покупке определённых товаров или услуг.

Читайте о статье №66 Федерального закона 44 тут:

Порядок заключения контракта

Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает заключения контракта на государственные закупки посредством следующих способов:

  • по результатам электронного аукциона;
  • вследствие конкурсов;
  • при запросе котировок;
  • в результате проведения запроса предложений;
  • с помощью закрытого определения поставщиков;
  • при заключении контракта с единственным участником.

ФЗ №33 читайте тут:

Порядок осуществления закупки у одного поставщика определяется статьёй 93 настоящего законодательства. Данный тип сделки заключается в следующих ситуациях:

  • предмет контракта входит в сферу деятельности субъектов естественных монополий, согласно ФЗ-147 “О естественных монополиях”;
  • при определении поставщика президентским указом;
  • при осуществлении действий по подготовке к мобилизации;
  • при стоимости сделки до 100 000 рублей, а общей годовой цене закупок не более 2 миллионов рублей;
  • государственные закупки осуществляются с целью сохранения объектов культурного наследия и памятников природы;
  • заключение соглашений о подключении и поставке снабжению водой, газом, электричеством, теплом, а также другими коммунальными услугами;
  • при заключении контрактов о поставке вооружения и техники, не имеющих аналогов, поставка и обслуживание которых производится единственным поставщиком, внесённым в соответствующий реестр;
  • при других условиях, указанных в статье.

Статья 34 в части 10 предусматривает возможность заключения контракта с несколькими участниками. Подобные соглашения составляются в следующих случаях:

  • при доставке технических реабилитационных средств для инвалидов;
  • при необходимости создания нескольких произведений литературы или искусства;
  • для проведения научно-исследовательских работ;
  • при оказании услуг в области образования;
  • для осуществления санаторно-курортного лечения;
  • организация детского отдыха и оздоровления.

При заключении контракта с несколькими участниками заказчик должен указать в документации о закупке своё право на осуществление данного рода сделки.

Основания для признания контракта недействительным

В соответствии с положениями ФЗ-44, контракт о государственной закупке может быть признан недействительным на следующих основаниях:

  • мнимость сделки;
  • притворные торги;
  • необоснованное отстранение одного из участников сделки;
  • нарушения установленного в извещении срока продажи;
  • игнорирование без причин во время торгов более выгодной цены;
  • нарушение правил проведения торгов;
  • заключение контракта под давлением;
  • одного из участника сделки ввели в заблуждение и обманом принудили к подписанию соглашения;
  • выявления личной заинтересованности одного из участников соглашения.

Контракт признаётся недействительным только в судебном порядке. Для этого необходимо, чтобы один из участников закупки или исполнительный орган, имеющий контролирующие функции в области госзакупок, при обнаружении одного из перечисленных нарушений обратился с соответствующим иском в судебную инстанцию. Обратиться в суд с заявлением можно в течение года, с момента подписания контракта.

Скачать текст статьи 34 ФЗ 44 о госзакупках

Для подробного ознакомления с положениями статьи 34 ФЗ-44 рекомендуется скачать текст её актуальной редакции по ссылке. Также для изучения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” можно скачать документ с последними изменениями по ссылке.

Источник: https://lawlinks.ru/34-statya-44-fz/

Верховный суд обобщил практику по спорам о госзкупках

Практика применения п 5 ст 34 44 фз

Верховный суд РФ изучил вопросы,поступившие из судов общей юрисдикции и арбитражных судов, и утвердил обобщения судебной практики по применению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Практикующим юристам будет интересно узнать, что судьи рассмотрели заключение, изменение и расторжение государственных и муниципальных контрактов, а также вопросы их исполнения и ответственности сторон за их ненадлежащее исполнение.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Верховный суд РФ опубликовал для сведения судов всех инстанций и практикующих юристов Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Документ утвержден Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 года и содержит 73 страницы, на которых изложены реальные споры, связанные с практическим применением Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иных федеральных законов, входящих в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Мы подготовили обзор ключевых выводов, которые сделали арбитры.

1. Особые характеристики товара, необходимые с учетом специфики использования предмета закупки,не ограничивают круг потенциальных участников закупки

Верховный суд РФ рассмотрел в качестве примера спор медицинского учреждения (заказчика) с Федеральной антимонопольной службой. ФАС выдала заказчику предписание об устранении нарушения ч. 2 ст. 33 закона № 44-ФЗ о контрактной системе, который регулирует правила описания объекта закупки.

Антимонопольщики сочли неправомерным то, что заказчик в заявке на закупку медикаментов указал, что закупаемые препараты обязательно должны быть во флаконах или эквивалентной упаковке, позволяющей обеспечить герметичность даже после вскрытия.

ФАС потребовала отменить все протоколы рассмотрения заявки на участие в тендере и изменить в документации требования к первичной упаковке лекарств.

Суд первой инстанции счел такое решение ФАС необоснованным. Судьи отметили, что заказчик выдвинул требования в рамках законодательства о контрактной системезакупок.

В частности, арбитры напомнили о нормах частей 1 и 2 статьи 33 закон № 44-ФЗ, в которых сказано, что заказчики при описании объекта закупки должны определить требования к нему так, чтобы, «с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки». С этой позицией согласился ВС РФ. Судьи отметили, что указывая свое требование о герметичной упаковке медучреждение руководствовалось спецификой способа применения препарата. Ведь, если лекарство будет в ампулах, то после вскрытия его нельзя будет хранить, чтобы воспользоваться им еще раз. Такой порядок направлен на экономичное использование лекарства и обеспечивает соблюдение принципа эффективного использования бюджетных средств. При этом, как отметили судьи, принцип конкуренции не нарушен, так как заказчик не выдвигал никаких других ограничений, например, по дозировке или составу препарата. Кроме того, ФАС не смогла доказать то, что это требование медучреждения ограничило круг участников закупки. Ведь в госреестре лекарственных препаратов зарегистрированы два производителя, выпускающих необходимый препарат во флаконах, и все семь участников закупки были готовы поставлять нужное лекарство от обоих этих производителей.

2. Требование заказчика о поставке продукции от конкретного производителя — неправомерно

Верховный суд также рассмотрел ситуацию, когда включение в документацию о закупке требований, указывающих на конкретного производителя закупаемого товара при отсутствии его использования, нарушает требования статьи 33 закона № 44-ФЗ.

В приведенном обзоре примеры речь шла также о споре организации-заказчика в закупке медикаментов с участником закупки. Антимонопольщики изначально не признали нарушением то, что заказчик указал в документах требования к форме таблеткок, способу их деления и фасовке.

Фактически этим требованиям соответствовал препарат одного конкретного производителя. Один из участников закупки пожаловался на это в ФАС, однако ведомство признало его доводы необоснованными. Поэтому участник закупки обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция поддержали позицию ФАС, а вот кассация согласилась с доводами участника закупки.

В судебном акте, в частности, сказано, что заказчик установил требования, которые «не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата», но при этом однозначно указывают на единственного производителя данного лекарства.

Заказчик не смог доказать в суде, что все участники закупки могли равнозначно обеспечить поставку товара именно этого производителя.

Как указал ВС РФ, заказчик нарушил правила размещения документации, что «привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

3. Дополнительные соглашения сторон не могут изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту

Еще один спор, которому делил внимание в своем обзоре Верховный суд, произошел по представлению прокурора. Представитель прокуратуры счел, что договор, который заключили муниципалитет и застройщик на строительство многоквартирного жилого дома, противоречит требованиям законодательства.

Оказалось, что первоначально застройщик должен был сдать дом до 1 ноября 2013 года, однако потом стороны подписали дополнительное соглашение о продлении этого срока до 31 августа 2014 года. Причиной этому послужило то, что строительная компания просто не смогла вовремя достроить это жилое многоэтажное здание.

Именно это допсоглашение и просил признать недействительным прокурор.

Примечательно, что суды двух инстанций представителю прокуратуры отказали, не усмотрев в допсоглашении ничего противозаконного.

Арбитры прислушались к доводам о том, что дополнительное соглашение было подписано в связи с тем, что застройщик не смог вовремя сдать объект по объективным обстоятельствам, а значит по взаимному согласию стороны могли изменить сроки. Кассация с такой позицией не согласилась и именно ее решение приводит в качестве примера ВС РФ.

Арбитры сослались на нормы пункта 2 статьи 34 закона № 44-ФЗ, в котором сказано, что при заключении и исполнении контракта его условия должны оставаться неизменными за редкими исключениями, прямо предусмотренными законодательством. В этом перечне из п.

1 статьи 95 закона о контрактных закупках нет пункта о временной невозможности исполнения обязательств.

Поскольку тендер был проведен муниципалитетом на одних условиях, а после они были фактически изменены, суд счел, что это «ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену контрактов».

4. Запрет к госзакупке иностранных товаров порождает обязанность участников прилагать к заявкам документы, подтверждающие страну происхождения их продукции

Еще один спор, внимание которому уделили судьи, произошел между организацией-заказчиком и ФАС. Заказчик проводил тендер на продукцию, которая запрещена к госзакупкам, если она имеет иностранное происхождение.

Поэтому, когда один из участников тендера не предоставил среди документов к заявке подтверждение, что товар производится в России, заказчик отклонил эту заявку. В отказе было указано, что в аукционной документации такое требование было установлено.

Участник закупки пожаловался в ФАС и ведомство указало заказчику на нарушение им части 7 статьи 69 закона № 44-ФЗ и предписало устранить нарушения. Госорганизация обратилась в суд, требуя признать решение и предписание антимонопольной службы недействительными.

Суды двух инстанций требования заказчика удовлетворили, указав, что затребованная заказчиком декларация «не является допустимым доказательством, позволяющим идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта», а иные документы, позволяющие определить страну происхождения предложенных к поставке товаров в заявке не значились.

Однако кассация имела на этот счет другу точку зрения и указала на нормы п. 3 ч. 5 статьи 66 закона о контрактной системе, в силу которых заказчик не имеет права требовать в момент подачи заявок документы о стране-производителе товара.

В соответствии с законодательством, а также нормами статьи 456 ГК РФ такая обязанность поставщика предусмотрена только при передаче товара по уже заключенному контракту.

Верховный суд, куда в порядке надзора попал данный спор, отменил постановление кассации, и вернул в силу решение суда первой инстанции.

Суд указал, что в силу требований, изложенных в постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224 и постановления Правительства от 14 января 2017 года № 9 закупка государственными учреждениями и организациями иностранных товаров и услуг для нужд обороны и безопасности, не допускается.

Исключения составляют товары и другие предметы закупки, которые не производятся в России в принципе или не соответствуют требованиям заказчика.

Верховный суд отметил, что в спорной ситуации заказчику товар был необходим именно для таких нужд, а значит, у него было право требовать у участников закупки документы, удостоверяющие страну происхождения товара. Однако запрашивать заказчик должен был не саму декларацию, а, например, сертификат о происхождении товара, выдаваемый по правилам определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года.

С остальными выводами, которые сделал Верховный суд, вы можете самостоятельно ознакомится в полной версии обзора.

Источник: http://ppt.ru/news/139637

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.